В Московском педагогическом государственном университете 20 сентября 2023 года состоялось второе совместное заседание Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию и Лаборатории обучающихся с особыми образовательными потребностями Центра инклюзивного образования Российской Академии образования при участии «Всероссийского общества глухих».
Тема заседания рабочей группы: «Образование детей и студентов с нарушениями слуха: проблемы доступности и качества».
Заседание вел председательствующий Смолин Олег Николаевич, руководитель Рабочей группы, куратор Экспертного совета, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию, академик РАО.
В заседании Рабочей группы приняли участие:
заместитель руководителя Рабочей группы Кочетова Светлана Михайловна, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ, кандидат юридических наук.
член Рабочей группы заведующий Лабораторией обучающихся с особыми образовательными потребностями Центра инклюзивного образования Российской Академии образования Байрамов Вагиф Дейрушевич, доктор социологических наук.
С приветственным словом выступил Страхов Василий Вячеславович, проректор по развитию Московского педагогического государственного университета.
Вступительное слово произнесла Левицкая Александра Юрьевна, советник Президента Российской Федерации, Председатель Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Встреча представителей государственной власти, представителей учебных заведений и общественных организаций России была посвящена вопросам обеспечения вариативности реализации и содержания образовательных программ для обучающихся с нарушениями слуха.
Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук Фальковская Лариса Павловна выступила с докладом «О состоянии дел в дошкольном и общем образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью по слуху». Она рассказала о результатах статистической обработки актуальных запросов родителей в сфере образования обучающихся с нарушениями слуха и пути их устранения или минимизации.
Председатель Экспертного совета, директор Института коррекционной педагогики, профессор РАО, доктор педагогических наук Соловьева Татьяна Александровна рассказала об опыте внедрения модели консультативной помощи семьям детей с ОВЗ, также были озвучены ключевые проблемы и концептуальные стратегические решения для обеспечения доступного и качественного образования лиц с нарушениями слуха.
Руководитель центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Светлана Борисовна Лазуренко представила доклад на тему: «Универсальные компетенции специалистов медицинского и педагогического профиля в ранней помощи детям с нарушениями слуха». Свое выступление она посвятила клиническим основам педагогической деятельности, вопросам разработки универсальной модели постдипломной подготовки кадров в области организации комплексной реабилитации лиц с нарушениями слуха после высокотехнологичного хирургического лечения, системе поддержки и просвещения родителей, обозначила актуальные научные задачи, которые в настоящее время стоят перед учеными в области коррекционной педагогики в части методического оснащения системы ранней помощи детям с нарушениями слуха.
Члены комиссии и эксперты наметили актуальные направления развития системы профессионального образования для лиц с нарушениями слуха, оптимизации процесса организации вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, совершенствования системы подготовки кадров, в том числе педагогов-дефектологов (сурдопедагогов), сурдопереводчиков в системе высшего образования. Диалог показал необходимость регулярного мониторинга качества реализации федеральных адаптированных основных общеобразовательных программам, предусматривающих сохранение дифференцированного подхода к проектированию специальных условий образования, включая обучение и воспитание детей с нарушениями слуха по 4 вариантам адаптированных основных общеобразовательных программ; кадровым обеспечением специалистами из числа сурдопедагогов, что является основополагающим для организации качественного образования обучающихся с нарушениями слуха.