19 мая 2023 года на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина состоялась экспертная сессия «Методология совершенствования системы наставничества в профессиональном развитии педагогических кадров», направленная на поиск наиболее эффективных форматов наставничества в школах, колледжах и университетах.
Мероприятие объединило более 100 очных и дистанционных участников – проректоров по воспитательной деятельности, молодежной политике и социальной работе университетов, начальников управления образованием различных регионов Российской Федерации, руководителей региональных научно-методических центров сопровождения педагогических работников, специалистов центров психолого-медико-социальной помощи, психологов и педагогических работников образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования.
Модератором выступила руководитель Уральского регионального научного центра РАО, директор Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, член-корреспондент РАО Эльвира Эвальдовна Сыманюк. В своем приветственном слове Эльвира Эвальдовна рассказала о совместной работе Уральского регионального научного центра РАО и представителей органов управления образованием Свердловской области, а также отметила важность всестороннего обсуждения накопленного в регионах опыта наставнической деятельности.
Научный руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования академик РАО Татьяна Николаевна Тихомирова рассказала о деятельности инновационной площадки РАО с позиции развития наставничества. Татьяна Николаевна подчеркнула уникальность и общественное значение исследовательской деятельности Российской академии образования в школах, а также отметила возможность развития наставничества не только в диадах «научный руководитель – учитель» и «научный руководитель – педагог-психолог», но и при организации совместной научной работы старших и младших школьников. Продуктивное взаимодействие всех участников образования, включая родителей, в рамках инновационной площадки РАО способствует созданию в школе психологически комфортного образовательного пространства.
Доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, доктор психологических наук Роман Викторович Демьянчук рассказал о ключевых ориентирах сопровождения личностно-профессионального развития педагогов. Роман Викторович акцентировал внимание участников на основных этапах профессионального развития учителя и представил результаты исследования личностных особенностей педагогических работников. Заместитель руководителя Центра воспитания и развития личности РАО, кандидат педагогических наук Андрей Николаевич Кузнецов представил проблему разнообразия форм наставничества в системе общего образования.
В ходе работы экспертной сессии участники обменялись опытом наставнической деятельности в своих образовательных организациях, а также посетили Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета. За реализацию конструктивного диалога ученых, администраторов образования и педагогов участники экспертной сессии выразили благодарность соорганизаторам мероприятия – директору УГИ УРФУ Эльвире Эвальдовне Сыманюк, директору департамента психологии УГИ УРФУ Анне Александровне Печеркиной и доценту кафедры клинической психологии и психофизиологии УГИ УРФУ Ольге Ивановне Дорогиной.