РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

В РАО прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями»

15 ноября 2023 года в Российской академии образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями», организованная Центром развития инклюзивного образования Российской академии образования совместно с Институтом коррекционной педагогики.

В конференции приняли участие преподаватели и сотрудники организаций высшего образования; исследователи в области коррекционной педагогики, специальной психологии, педагогики высшей школы, смежных областей научного знания; руководители, методисты организаций общего образования, здравоохранения, социальной защиты; магистранты, аспиранты и молодые ученые. К трансляции подключились 42 региона РФ, не менее 150 слушателей принимали активное участие в работе секций.

Конференцию открыли президент Российской академии образования, академик РАО, доктор исторических наук Ольга Юрьевна Васильева и заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Викторовна Петрова, директор Института коррекционной педагогики, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева.

На пленарном заседании были обозначены стратегические ориентиры развития системы подготовки дефектологических кадров, среди них: приоритетные направления деятельности академического и научного сообщества в совершенствовании системы образования детей с особыми образовательными потребностями в совместном сообщении Светланы Борисовны Лазуренко, руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО, член-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, и Юлии Олеговны Филатовой, заведующей лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО, профессора РАО, доктора педагогических наук; задачи развития системы подготовки дефектологов в связи с национализацией высшего образования, повышение психолого-педагогических компетенций медицинских работников как приоритетное направление профессионального обучения, система подготовки специальных педагогов в Республике Казахстан и др. С докладом, посвященном этичности ученого и этическим основам научного исследования, выступила Светлана Вениаминовна Иванова, главный ученый секретарь президиума РАО, академик РАО, научный руководитель Института стратегии развития образования РАО, доктор философских наук.

На секционном заседании «Современные ресурсы обеспечения системы дефектологического образования», ведущими которого выступили Игорь Александрович Коробейников, заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики, доктор психологических наук, и  Анна Константиновна Орешкина, заведующая лабораторией современных форм и методов воспитания профессионального самоопределения и профориентации Центра воспитания и развития личности РАО, доктор педагогических наук, были представлены доклады о научных основах развития наставнической деятельности в образовании, формах ресурсного взаимодействия университета и образовательных организаций, методическом сопровождении практико-ориентированной деятельности будущих логопедов по освоению диагностических компетенций, поднимались вопросы исследования инклюзивной компетентности педагогов профессионального образования, оценки мотивационных профилей абитуриентов – будущих студентов в области специального (дефектологического) образования. С сообщением о профессионально-личностном развитии молодых ученых в области специального и инклюзивного образования выступила Ксения Алексеевна Бруцкая, ведущий аналитик лаборатории развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО, старший научный сотрудник лаборатории технологии и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», кандидат психологических наук.

Ведущими секционного заседания «Региональный опыт подготовки дефектологических кадров», где были представлены широкая география докладов сотрудников организаций высшего образования Казани, Калуги, Омска, Перми, Тюмени, Хабаровска, Челябинска, являлись Ирина Юрьевна Левченко, заведующая лабораторией инклюзивного образования, профессор кафедры логопедии ИСОП ГАОУ ВО «Московский педагогический университет», профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», доктор психологических наук, и Ирина Александровна Ткачева, ведущий аналитик лаборатории развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО, кандидат педагогических наук, были представлены доклады о подготовке кадров дефектологического профиля в контексте современных тенденций развития науки и социальных запросов общества, итогах студенческой Олимпиады «Я-Профессионал» как инструменте оценки качества подготовки учителей-дефектологов в регионах, опыте интеграции практики подготовки дефектологических кадров в региональную социальную систему. В работе секции приняли участие координаторы научных исследований региональных научных центров и научных центров РАО, которые представили итоги совместной деятельности с Центром развития инклюзивного образования РАО за 2023 год.

В перерыве между пленарным и секционными заседаниями была представлена виртуальная выставка современных изданий по высшему дефектологическому образованию, подготовленная Информационным центром «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО.

В заключительной части Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов в области образования лиц с особыми образовательными потребностями» профессиональное дефектологическое сообщество обсудило проект резолюции конференции с учетом предложений, поступивших в процессе конструктивного диалога на площадке Российской академии образования.