РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала: С.Н.Чистякова

Заседание бюро Отделения профессионального образования

22 марта 2017 года в Российской академии образования под председательством академика-секретаря Отделения профессионального образования Светланы Николаевны Чистяковой состоялось заседание бюро Отделения.

С докладом «Подготовка кадров в системе среднего профессионального образования для регионального рынка труда» выступила кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Елена Алексеевна Пахомова. Заслушав и обсудив сообщение Пахомовой, бюро Отделения отметило, что преобразования отечественной системы профессионального образования, проводимые в период перехода к рыночной экономике и кризисного состояния многих производств обусловило снижение темпов и качества подготовки рабочих кадров и специалистов для объектов экономики. В результате образовался существенный разрыв между потребностями работодателей, возможностями образовательных организаций профессионального образования и личностными предпочтениями обучающихся.

Одним из направлений по решению возникших противоречий является совершенствование механизмов профессионального самоопределения молодежи и населения регионов во взаимодействии с представителями рынка труда. Центром профессионального образования ФГАУ «ФИРО» были последовательно разработаны положения Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», «Стратегия развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся», которые позволили в регионе отработать ряд решений, способствующих решению проблем обеспечения кадрами региональных объектов экономики с одновременным учетом потребностей личности в самореализации. В Кемеровской области в рамках взаимодействия реализуются целевые программы социально-экономического развития региона, комплексные проекты по формированию регионального заказа на подготовку кадров и специалистов, региональной системы государственно-общественного управления профессиональным самоопределениям обучающихся, как одного из эффективных механизмов согласования потребностей личности и требований рынка труда, развитию механизмов и различных форм государственно-частного партнерства образовательных организаций и предприятий, созданию отраслевых и межотраслевых кластеров.

Заслуживает внимания разработанная территориальная многоуровневая система педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, рекомендованная Советами ректоров вузов и директоров организаций СПО области и активно внедряемая в регионе.

Бюро отделения профессионального образования РАО постановило считать необходимым активное участие членов Отделения в реализации региональных мероприятий по совершенствованию программ подготовки кадров для нужд экономики, взаимодействия образовательных организаций профессионального образования, представителей рынка труда и научной общественности в вопросах совершенствования профессионального самоопределения обучающихся в условиях развития сетевого взаимодействия и государственно-частного партнерства с реальным бизнесом.

С сообщением на тему «Инновационные модели обучения в дополнительном профессиональном образовании» выступил ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук Михаил Владимирович Кларин. В современных условиях практика обучения в дополнительном профессиональном образовании выступает как источник инновационных моделей обучения, и может служить своего рода «драйвером» развития дидактики. Изучение инновационных моделей обучения в дополнительном профессиональном образовании позволит реализовать важные для развития дидактики теоретические задачи: концептуализировать феномены инновационной практики обучения на разных ступенях образовательной лестницы, развить дидактику как теорию непрерывного образовательного процесса, принципиально расширив её концептуальный научно-педагогический инструментарий.

Бюро Отделения одобрило проводящиеся Клариным исследования инновационных моделей профессионального образования и рекомендовало доработать понятийный аппарат и инновационную составляющую.

Материалы прозвучавших сообщений будут опубликованы в журналах «Профессиональное образование. Столица» и «Педагогика».