РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Поделиться:
Темы материала:

Исследование РАО показало, сколько времени российские учителя тратят на наставничество в школах

Подавляющее большинство педагогов и руководителей российских школ (83,8%) отмечают необходимость единого научно-методического сопровождения педагогов-наставников в основном общем образовании. Это показало масштабное социологическое исследование, проведенное Центром воспитания и развития личности Российской академии образования. Участие в нем приняли более 4300 учителей и директоров школ.  69% из них обратили особое внимание на необходимость методической поддержки наставников, работающих в начальном образовании.

«Наставничество является эффективным методом социально-педагогического сопровождения молодежи, ее воспитания. Очень важно не только обогащать современную педагогическую практику новыми научными представлениями, технологиями, формами и средствами наставнической деятельности, но и сохранять принцип профессионально-социальной преемственности. Именно в этом направлении сегодня работают ученые Российской академии образования, готовые методически поддержать наших дорогих учителей в их высоком служении. В Год педагога и наставника учеными РАО разработана и принята Концепция развития наставничества в Российской Федерации, которая уже доступна педагогам и руководителям образовательных организаций», – отметила президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Юрьевна Васильева.

Согласно результатам исследования, на необходимость повышения квалификации педагогов-наставников также указывают 75,5% опрошенных директоров школ. Симптоматично, что, при этом, почти четверть всех опрошенных (24,7%) заявили, что не испытывают потребность в повышении своей квалификации.

Отвечая на вопрос о трудоемкости наставничества, половина респондентов указали, что они тратят на данный вид деятельности более 5 часов в неделю; каждый десятый респондент отметил вариант «до 10 часов». При этом анализ показал, что многие респонденты уделяют наставничеству более 10 часов в неделю (и этот вариант ответа был вторым по популярности) и готовы отдавать ему еще больше времени, если бы не необходимость отвлекаться на иную деятельность, включая заполнение всяческой отчетной документации.

Согласно результатам исследования, педагоги считают наиболее востребованными три формы наставничества: «учитель – учитель» (около 50%), «учитель – ученик» (37,5%) и «ученик – ученик» (около 34,5%). Треть опрошенных также обратили внимание на недостаточность в практике наставнического взаимодействия между учениками. Некоторые респонденты (хотя и крайне малый процент) особенно отметили важность привлечения к наставнической деятельности методистов школьного и регионального уровней.

Ряд опрошенных также заявили о важности наставнической работы с родителями: именно педагоги могут вести конструктивный диалог о необходимых направлениях, формах и средствах семейного воспитания, оказывая тем самым наставническое воздействие, положительно отражающееся на подготовке школьников.

В контексте вопроса сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей, важно, что порядка 40% респондентов указали на то, что взаимодействие с наставником формирует у школьников понимание значимости взаимопомощи, взаимоуважения, милосердия, коллективизма и гражданственности. Еще 36% заявили, что эта работа дает подрастающему поколению представление о важности служения Отечеству и ответственности за его судьбу. Четверть опрошенных отметили, что в процессе наставнической деятельности у школьников формируется приоритет духовного над материальным. Респонденты также предложили дополнить список ценностных ориентиров наставничества категориями «патриотизм» и «стремление к самосовершенству».

Социологическое исследование выявило «точки приложения усилий» для развития системы наставничества. Ученые РАО отмечают, что сегодня перед научным сообществом все еще стоят вызовы методического обеспечения наставнического движения, выработки единого подхода к разработке региональных и локальных нормативно-правовых документов. Кроме того, необходимы дополнительная проработка психолого-педагогических особенностей наставничества, его форм, методов и содержания, повышение квалификации педагогов-наставников, их научно-методическое сопровождение и материальное и нематериальное стимулирование, проведение широкой разъяснительной работы в среде педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций о необходимости реализации наставнической деятельности в разных формах.

Все эти и многие другие важнейшие для развития отечественного наставничества вопросы планируется обсудить 22–23 ноября 2023 г. на Всероссийском форуме «Наставничество в педагогике: исторический опыт, современное содержание и особенности развития», который организует Российская академия образования в рамках плана основных мероприятий по проведению в нашей стране Года педагога и наставника, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации. Участие в Форуме примут представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, общественных организаций, научного и родительского сообщества, педагоги школ, колледжей и вузов, а также системы дополнительного образования.

Более подробную информацию о форуме можно получить по ссылке.