Цель создания Центра: Изучение и анализ мировых достижений в сфере наук об образовании с целью их использования в интересах Российской Федерации; участие в разработке, апробации новых образовательных технологий, средств и форм организации обучения
и воспитания детей; повышение психолого-педагогической культуры общества; оказание научно-методической помощи семье, образовательным организациям и органам, осуществляющим управление в сфере образования; создание условий позитивной социализации детей и подростков и снижения рисков их дезадаптации с привлечением ресурсов воспитательных служб образовательных организаций всех уровней образования в Российской Федерации.
Задачи, поставленные перед Центром:
— разработка и трансляция современных и наиболее эффективных психодиагностических, превентивных и коррекционно-развивающих методов и технологий, научно-методических разработок в области воспитания и развития личности для различных категорий обучающихся, в том числе
для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с признаками одаренности и высокой познавательной мотивацией и др., с учетом передового зарубежного и отечественного опыта;
— реализация и координация научно-исследовательских, научно-методических проектов по вопросам воспитания и развития личности.
Функции, выполняемые Центром:
— организация и проведение мониторинговых исследований в части воспитания и развития личности в образовательных организациях разных уровней образования;
— выявление приоритетных проблем и рисков, препятствующих развитию и применению передовых технологий воспитательной деятельности
и комфортного образовательного пространства в Российской Федерации;
— создание единого информационного пространства для трансляции наиболее эффективных методов и технологий воспитательной работы
в системе образования Российской Федерации;
— формирование банка научно-методических, аналитических ресурсов, направленных на решение задач воспитания в системе образования Российской Федерации;
— разработка теоретических основ и научно-обоснованных эффективных методов воспитательного сопровождения образовательного процесса
для различных категорий обучающихся, в том числе с ОВЗ и с признаками одаренности, включая исследования по выявлению психологических предпосылок успешной социализации ребенка в образовательных организациях; исследования по проблемам психологии развития личности, обучения и воспитания;
— участие в международных научно-исследовательских проектах по вопросам развития и оптимизации воспитательной стратегии в системе образования Российской Федерации;
— трансляция результатов исследований в профессиональном сообществе, публикация материалов исследований, участие в научных мероприятиях всероссийского и международного уровней;
— разработка проектов нормативных документов для регулирования деятельности воспитательных служб в образовательных организациях различных уровней и типов;
— разработка критериев и показателей для оценки эффективности функционирования воспитательных служб образовательных организаций разных типов и уровней;
— оказание научно-методической поддержки образовательным организациям посредством обобщения результатов научных исследований, инновационных разработок, методических рекомендаций, научно-методических пособий, монографий в виде публикаций;
— создание ресурсно-информационной базы современных диагностических методов, технологий и методик, необходимых для функционирования воспитательных служб;
— участие в экспертизе инновационных технологий и разработок в области воспитания и развития личности;
— оказание консультативной помощи органам государственной власти в субъектах Российской Федерации, образовательным организациям по обеспечению оптимальных условий для функционирования воспитательных служб в образовательных организациях с учетом региональной специфики;
— разработка модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
— организация сетевого взаимодействия служб различных образовательных организаций;
— инициирование международного сотрудничества, а также организация региональных, отраслевых научных конференций, симпозиумов, научных школ, конгрессов, съездов, круглых столов и т.д.
Центр осуществляет руководство лабораториями по следующим направлениям:
— гуманитарное образование и формирование мировоззрения;
— научные основы изучения развития личности;
— развитие содержания воспитания и социализации;
— современные формы и методы воспитания;
— современные формы и методы воспитания профессионального самоопределения и профориентации.
В настоящее время Центр выполняет следующие работы, в том числе в рамках государственного задания:
разработка теоретических и практических основ проведения воспитательной работы в высших учебных заведениях в современных условиях;
формирование гражданской позиции учителя;
совершенствование и развитие системы наставничества как традиционной формы воспитания.
В 2022 году в Центр:
— проводил круглый стол «Наставничество – традиционная форма обучения и воспитания» с участием представителей органов государственной власти, институтов гражданского общества, общественных организаций;
— участвовал в заседании научных советов при Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, Отделении профессионального образования по проблемам воспитания;
— участвовал в расширенном заседании бюро Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО, Отделении профессионального образования по вопросам развития профессионального образования;
— подготовил материалы по проблематике наставничества в системе образования для публикации в индексируемом научном издании (из перечня ВАК) (журнал «Известия Волгоградского государственного педагогического университета») (Лаборатория научных основ изучения личности и развития ребенка);
— организовал совещание с региональными научными и научными центрами РАО «О роли РНЦ и НЦ РАО в актуализации проблематики наставничества»;
— организовал тематическую секцию «Лучшие практики университетов в воспитании молодежи» в рамках Пятого профессорского форума «Наука
и образование в условиях глобальных вызовов».
— организовал проведение 4-й Всероссийской научно-практической конференции «Информационная безопасность личности субъектов образовательного процесса в современном обществе» (на базе ФГБОУ ВО «РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина) и представитель Центра выступил с докладом «Угрозы отечественному образованию в информационную эпоху и пути их преодоления»;
— участвовал в Международной научно-практической конференции «Педагогические чтения 2022: Развитие человека в эпоху цифровизации: ценности, смыслы, действия, посвященной
— участвовал в Пленарном заседании, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», (г. Казань);
— участвовал в совещании работников образования Республики Саха (Якутия)
на тему «Качество образования: методические аспекты»; трек «Молодежное STEAMS — движение школьных профессиональных команд» (г. Якутск
— участвовал в работе:
и триггеры развития;
и профессионального педагогического образования»;
в рамках 1 всероссийского Форума «Педагогическое образование в российском классическом университете (на базе РГУ нефти
и газа (НИУ) имени И.М. Губкина);
и современная практика», проводимой на базе ГАОУ ДПО «Институт развития образования республики Татарстан», инновационной площадки
РАО;
и самоопределения», проводимой Российским государственным университетом нефти и газа (НИИ) имени И.М. Губкина;
«58-е Евсевьевские чтения», посвященная 60-летнему Юбилею ФГБОУ ВО «Московский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»; Общероссийского союза общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «Олимп» и ФГБОУ ВО «МГТУ имени Н.Э. Баумана (НИУ) по теме «Научные основы наставничества в условиях развития образовательных и общественных организаций», инновационные площадки РАО, на базе МГТУ имени Н.Э. Баумана;