Цель создания Центра: всемерное содействие развитию наук об образовании в Российской Федерации на основе фундаментальных научных исследований в области русистики; научно-методическое обеспечение системы образования Российской Федерации в части русскоязычных образовательных программ, преподавания русского языка как государственного, как родного, как иностранного, русской литературы; обеспечение научно-методического руководства научными и образовательными организациями по вопросам, касающимся русского языка и литературы.
Задачи, поставленные перед Центром:
–проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию различных форм и методов обучения специалистов по профилю деятельности Центра;
–интеграция инновационных образовательных технологий в области русистики;
–участие в фундаментальных научных исследованиях в области русского языка, литературы и культуры;
–подготовка предложений по разработке и реализации программ повышения квалификации и переподготовки специалистов различных уровней образования.
Функции, выполняемые центром:
–мониторинг фундаментальных научных исследований в области русского языка, литературы и культуры, в том числе по смежным междисциплинарным направлениям;
–мониторинг и разработка вопросов поддержки современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного;
–проведение научно-исследовательской работы по совершенствованию различных форм и методов обучения специалистов по профилю деятельности Центра;
–участие в проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в области русского языка, литературы и культуры, в том числе по смежным междисциплинарным направлениям;
–разработка и интеграция инновационных образовательных технологий в области русистики;
–участие в проведении экспертиз и экспертных исследований в области русистики;
–разработка модели межведомственного и внутриведомственного взаимодействия;
–организация сетевого взаимодействия служб различных образовательных организаций;
–инициирование международного сотрудничества, а также организация региональных, отраслевых научных конференций, симпозиумов, научных школ, конгрессов, съездов, круглых столов и т.д.
В 2023 году Центр планирует выполнить следующие работы:
– Подготовка аналитических материалов по проблемам учебной лексикографии на основе мониторинга ситуации с созданием и использованием в образовательном процессе словарей русского языка.
— Разработка прототипа специального научно-информационного ресурса, обеспечивающего функционирование и взаимодействие общегосударственного (русского языка) и регионального (ых) языка (ов) из числа народов РФ, используемых в качестве государственных.
— Формирование структуры современного УМК по русскому языку для разного типа школ.
В 2022 году Центр:
в рамках выполнения работы «Особенности развития языкового образовательного пространства Российской Федерации» провел следующие мероприятия:
1. Создание научно-методического и ресурсного обеспечения образовательной языковой политики в РФ:
— подготовлена рукопись Монографии в 2-х томах «Образовательная языковая политика в современном мире: социолингвистический подход».
— разработан дистанционный курс «Образовательная языковая политика» и программы повышения квалификации для преподавателей педагогических вузов и учителей русского языка и языков народов РФ.
2. Проведение мониторинга изучения и использования русского и других языков народов РФ в образовательном учреждении в одном из субъектов РФ:
— подготовлена программа и методика проведения мониторинга.
3. Разработка прототипа специального информационного ресурса, обеспечивающего функционирование и взаимодействие общегосударственного (русского языка) и регионального (ых) языка (ов) из числа народов РФ, используемых в качестве государственных: — разработана структура прототипа специального научно-информационного ресурса. Частично подготовлен научно-методический и учебно-методический контент для заполнения структуры прототипа.
4. Подготовка лексикографических аналитических материалов по проблемам лексикографии на основе мониторинга ситуации с созданием и использованием в образовательном процессе словарей русского языка:
— подготовлена Аналитическая записка по проблемам лексикографии на основе мониторинга ситуации с созданием и использованием в образовательном процессе словарей русского язык и Рекомендации по лингвистическому (лексикографическому) сопровождению многоуровневых образовательных программ, реализующихся в учебных учреждениях РФ и стран СНГ.
Научно-практические мероприятия: